Энгельс


Журнал ЦК ОКП

Региональные платформы ОКП — как и зачем?

БОРЗЕНКО Семен Борисович

В Санкт-Петербургском городском отделении ОКП идет работа над региональной платформой партии. Хотя работа эта далека от завершения, опыт кажется нам интересным, полезным, заслуживающим изучения коммунистами других партийных отделений.

Программа ОКП — ключевой документ партии, который сформировал ее идеологическое лицо. Однако программа — документ, как сейчас принято говорить, «федеральный». Между тем, в каждом регионе РФ — республиках, областях, краях, городах федерального значения — имеется своя специфика, которая не может и не должна игнорироваться партией.

Подготовка в дополнение к общепартийной программе региональной платформы призвана, прежде всего, помочь отделению стать серьезным субъектом местной политической жизни. В региональной платформе необходимо отразить требования и позиции партии по ключевым проблемам данной местности в области политики, экономики, культуры, науки, образования, социальной и транспортной инфраструктуры и пр.

В Санкт-Петербурге первая попытка сформулировать региональные требования ОКП была сделана перед губернаторскими выборами 2014 года. В качестве союзников и соавторов были приглашены активисты Российского социалистического движения (РСД). Документ получил название «Программа улиц» и был представлен горожанам в ходе избирательной кампании, в которой — подчеркну это особо — ни ОКП, ни РСД не поддержали ни одного из кандидатов, прошедших муниципальный фильтр. В «Программу улиц» было включено несколько блоков. В том числе требования, касающиеся демократизации общественно-политических отношений, социальной и социально-экономической проблематики.

«Программа улиц» готовилась непросто, в спешке. Сложности с ее подготовкой, по моему глубокому убеждению, вызваны именно отсутствием у городского отделения ОКП региональной платформы, на которой должны основываться предвыборные документы партии на региональных и местных выборах.

Однако значение региональных платформ не сводится только лишь к удобству и простоте выработки предвыборных требований и обещаний кандидатов, выдвинутых при поддержке ОКП. Гораздо важнее то, что региональная платформа дает в руки партийному отделению инструмент для текущей работы с трудящимися, помогая более глубоко и полно ответить на вопрос «За что вы выступаете и чем отличаетесь от других партий?»

Как показывает опыт Санкт-Петербургского отделения, при подготовке такого документа неизбежно возникает вопрос, какие позиции и требования в нем заявлять — те, что будут актуальны на первом этапе социалистических преобразований, в случае изменения вектора развития страны, или те, что могут реализовать даже нынешние власти под давлением со стороны протестующих масс и политической оппозиции?

Представляется, что оба этих подхода могут быть реализованы в рамках одного и того же документа. Но их следует разнести по абзацам, указав, что здесь — наши требования к нынешним властям, а здесь — комплекс первоочередных мер в случае перехода власти к коммунистам.

Однако второй подход должен восприниматься только как дополнение к основному — первому. А именно — к четко и понятно сформулированным предложениям, которые могут быть под влиянием снизу реализованы в буржуазной России, создавая предпосылки для изменения социально-экономического и политического строя.

В качестве примера можно привести раздел «Демократизация власти» в проекте региональной платформы Санкт-Петербургского отделения ОКП. Целый ряд обсуждаемых сейчас предложений могут быть реализованы хоть завтра, но совершенно очевидно, что это не в интересах чиновничье-буржуазных кланов, управляющих городом. Среди таких предложений, в частности, отмена «муниципального фильтра» на выборах Губернатора Санкт-Петербурга или перевод местного самоуправления на уровень городских районов при ликвидации подчиненных Губернатору и Правительству города районных администраций, как избыточного властного звена.

При этом, как думается, не стоит ограничивать себя только вопросами, решаемыми на региональном уровне. Да, ряд проблем, актуальных для жителей субъекта РФ, могут потребовать корректив федерального законодательства. Значит, мы должны добиваться таких корректив, в том числе надавливая на местные власти, заставляя их обращаться в центр со ссылкой на настроения народных масс. Скажем, это может касаться выборности судей, создания зависящей от местных представительных органов, а не органов МВД, муниципальной милиции и т. п.

Среди предложений обязательно должны быть яркие, запоминающиеся идеи, которые в идеале станут предметом широкого обсуждения. Повторюсь, это касается не только области «чистой политики». В частности, в ходе «мозгового штурма» в Санкт-Петербургском городском отделении ОКП родилось предложение возродить в городе на Неве существовавший до войны Дом занимательной науки — мощный просветительский центр, пропагандирующий передовые направления научной мысли в доступных для широких масс формах.

Хотелось бы предупредить партийный актив об опасности легковесного подхода к написанию региональной платформы. Необходимо избегать некорректных, путаных формулировок, требований, уже реализованных властями по собственной инициативе, откровенной маниловщины.

Представляется, что работа над региональной платформой должна стать делом не узкого круга идеологов и руководителей, а всех членов партийного отделения. Включение в такую работу рядовых партийцев будет являться хорошим тренингом для развития их политического сознания, стимулом для роста личной ответственности. Кроме того, у рядового коммуниста может родиться интересная идея, которая станет одним из ключевых аспектов региональной платформы. Безусловно, к подготовке платформы стоит привлечь и беспартийных специалистов, сочувствующих коммунистам.